Inter RAO Group General Electric

6F.03 (6FA) gas turbine unit

Gas turbine unit 6F.03 (6FA)

Specifications of power units based on gas turbine units 6F.03 (6FA)

GT MODEL Simple cycle
output power
1х1
Combined cycle
output power
2х1
Combined cycle
output power
Efficiency in the combined cycle
6F.03 (6FA) 82 MW 124 MW 250 MW >55%

Maintenance

Russian Gas Turbines LLC provides for a full range of maintenance services, including the services of installation/adjustment supervision, efficiency tests, personnel training, as well as services of long-term maintenance.

Learn More →

International operation experience

The 6F.03 (6FA) gas turbine is well-suited for both base load and cyclic duty in a variety of configurations, including combined cycle, district heating, oil and gas or industrial cogeneration.

Learn More →

Main technical parameters and key components

The gas turbine unit 6F.03 (6FA) is based on the advanced technologies used in GT 7FA design. The configuration is a single shaft, bolted rotor with the generator connected to the gas turbine through a reduction gear coupling on the compressor side or on the "cold" end. Such feature allows for axial exhaust and arrangement optimization in the combined cycle.

Gas turbine 6F.03 (6FA) parameters

PARAMETER VALUE
Number of compressor stages 18
Compression ratio 16.4:1
Number of turbine stages 3
Combustion chamber type, number of combustion chambers cannular, 6 combustion chambers
Fuel combustion temperature > 1260 °C
Fuel types Natural gas, associated petroleum gas, synthetic gas, diesel fuel
Starter Electric motor
Exhaust system Axial

6F.03 (6FA) gas turbine generator parameters

PARAMETER VALUE
Power (delay) coefficient

0.8

Output voltage, kV 11.5 kV
Rated power, MW 82 MW

Compressor

Compressor is axial and has 18 stages with the first row of modulating inlet guide vanes and a compression ratio of 16.4:1 under ISO conditions. Compressor consists of rotor and casing (stator). The first two stages are realized with supersonic technologies. Compressor is designed with interstage air extraction for cooling and sealing of the turbine nozzles and the wheel space, as well as for surge control during GT start-up. Compressor wheels are tightened with 15 bolts, thus making a rigid structure, and are centered with rabbets.

Combustion system

The gas turbine has a reverse-flow system with six low-emission combustion chambers of the 2nd generation (DLN-2.6), with six nozzles per chamber. Standard combustion system equipment includes two retractable spark plugs and four flame detectors. Crossfire tubes connect each combustion chamber to adjacent chambers on two sides. Heat-resistant insulation is applied to the internal surface of liners and transition pieces. Each combustion chamber, flame tube or adapter can be replaced separately to facilitate maintenance.

Casings and exhaust diffusor

The gas turbine has five casings that are horizontally split for maintenance and repair. Boroscopic holes are located on compressor casing, combustion chambers and turbine casing for visual inspections. Fire-resistant bearing can be accessed by removing the upper half of the compressor inlet casing. The other bearing is readily accessible for maintenance and repair without dismantling the turbine casing.

Exhaust diffusor consists of two cylinders. After the third turbine stage, exhaust gases flow to the diffusor, where they slow down and restore pressure to improve efficiency. The exhaust diffusor is equipped with 21 thermocouples to control gas temperature.

Turbine

Turbine section has three stages with air cooling of all three nozzle stages and of the first two bucket stages. The first-stage bucket has an advanced cooling system to bear high combustion temperatures. The cooling system uses turbulated inner passages with cooling air discharging through the blade tip, front and back edges. Blades have elongated shanks to isolate turbine wheel rim from hot gas flow, and integral shrouds are incorporated on the 2nd and 3rd stages to eliminate fatigue stresses and to improve efficiency. The first stage has a two-piece shroud that allows reducing tip clearances.

The design of a single-shaft rotor with two bearings ensure high torque moment, and has internal air-cooling for the turbine section. Shaft rotates counterclockwise when facing the gas turbine output flange, and the load gear changes the direction of rotation as it drives the rotor. For on-site replacement, turbine rotor is handled and taken off the casing as a single unit, and the turbine buckets can be replaced in sets or individually without any field rotor balancing.

Standard specifications of gas turbine unit 6F.03 (6FA) under ISO conditions

PARAMETER VALUE
Electric power at generator's terminals 82 MW
Efficiency at generator's terminals 36%
Specific heat consumption 9991 kJ/kWh
Exhaust gas temperature 613 °C
Exhaust gas flow 213.1 kg/sec
NOx content in emissions 15 ppm
CO content in emissions 9 ppm

Standard supply set of gas turbine unit 6F.03 (6FA)

Load gear
DLN 2.6 module
Electric and electronics control room (Mark VIe)
Startup device - static frequency converter (SFC)
Lube oil and gas fuel system module.
Air atomizing and water injection system module
Exhaust silencer
Gas turbine enclosure
Acoustic enclosure
Air inlet
Auxiliary transformer

Projects

Supply of eight GTU 6F.03 (6FA) for Kaliningrad region

In December 2015, Russian Gus Turbines LLS signed an agreement with LLC "Kaliningrad Generation" for the supply of eight...

Learn More →

Two GT 6F.03 (6FA) for power supply of Rosneft oil fields

The fact that 6FA gas turbines with highly robust and reliable construction can tolerate harsh conditions explains the choice...

Learn More →

General Electric Интер РАО Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК)

Газотурбинная установка 6F.03 (6FA)

Газотурбинная установка 6F.03 (6FA)

Характеристики энергоблоков на базе газотурбинных установок 6F.03 (6FA)

МОДЕЛЬ ГТУ Простой цикл
выходная мощность
1х1
Комбинированный цикл
выходная мощность
2х1
Комбинированный цикл
выходная мощность
КПД в комбинированном цикле
6F.03 (6FA) 82 МВт 124 МВт 250 МВт >55%

Сервис

ООО «Русские Газовые Турбины» обеспечивает весь спектр сервисных услуг, включая услуги по шеф-монтажу/шеф-наладке, испытания на показатели эффективности и обучение, а также услуги долгосрочного сервисного обслуживания.

Подробнее →

Международный опыт эксплуатации

Газотурбинная установка 6F.03 (6FA) средней мощности одинаково хорошо подходит как для режима базовой нагрузки, так и для переменных режимов в различных конфигурациях, включая комбинированный цикл, центральное теплоснабжение, а также нефтегазовую и промышленную когенерацию.

Подробнее →

Основные компоненты и их характеристики

Газотурбинная установка 6F.03 (6FA) основана на передовых технологиях использованных при создании ГТУ 7FA. Турбина имеет одновальную конфигурацию, сборный ротор, редукторное соединение с генератором со стороны компрессора или с так называемого «холодного конца». Такое расположение генератора позволяет выполнить осевой выхлоп и оптимизировать компоновку блока для использования в комбинированном цикле.

Характеристики газовой турбины 6F.03 (6FA)

ПАРАМЕТР ЗНАЧЕНИЕ
Число ступеней компрессора 18
Коэффициент сжатия компрессора 16.4:1
Число ступеней турбины 3
Тип камеры сгорания, количество камер сгорания  трубчато-кольцевая, 6 камер сгорания
Температура сжигания топлива > 1260 °C
Виды сжигаемого топлива Природный газ, попутный нефтяной газ, сингаз, дизельное топливо 
Устройство запуска Электромотор 
Система удаления выхлопа Осевая

Характеристики генератора ГТУ 6F.03 (6FA)

ПАРАМЕТР ЗНАЧЕНИЕ 
Коэффициент мощности (запаздывания) 

0.8

Выходное напряжение, кВ 11.5 кВ
Номинальная мощность, МВт 82 МВт

Компрессор

Компрессор – осевой, 18-ти ступенчатый с первым рядом поворотных направляющих аппаратов, имеет степень сжатия 16.4:1 при условиях ISO. Компрессор состоит из ротора и корпуса (статора). Первые две ступени выполнены с применением сверхзвуковых технологий. В компрессоре предусмотрен отбор воздуха между ступенями для охлаждения и уплотнения сопловых лопаток турбины и пространства между дисками, а также для сглаживания пульсаций во время пуска ГТУ. Диски компрессора стягиваются 15-ю болтами, таким образом образуя жесткую конструкцию, центрируются  при  помощи шпонок.

Система камер сгорания

Противоточного типа с шестью низко эмиссионными камерами сгорания второго поколения (DLN-2.6), оснащенными шестью форсунками каждая. В стандартное оснащение системы камер сгорания входят две убирающиеся свечи зажигания и четыре детектора пламени. Пламяперепускные трубы соединяют каждую камеру сгорания с соседней с обеих сторон. На внутренней поверхности жаровых труб и на соединительных элементах выполнено термозащитное покрытие. Для удобства  обслуживания  любая камера сгорания, жаровая труба или переходник могут быть заменены по отдельности.

Корпус и выходной диффузор

Корпус разделен на пять частей, каждая из которых имеет горизонтальный разъем для обслуживания и ремонта. Для выполнения визуальных инспекций на секциях корпуса компрессора, камеры сгорания и турбины предусмотрены бороскопические отверстия. Доступ к опорноупорному подшипнику осуществляется путем снятия верхней половины входного корпуса компрессора. Второй опорный подшипник доступен для обслуживания и ремонта без демонтажа корпуса турбины.

Выхлопной диффузор сформирован из двух цилиндров. Поток уходящих газов после третьей ступени турбины поступает в диффузор, где снижается его скорость и восстанавливается давление для улучшения экономичности. В выхлопном диффузоре расположена 21 термопара для контроля температуры газов.

Турбина

Секция турбины имеет три ступени с воздушным охлаждением сопловых лопаток всех трех ступеней и рабочих лопаток первых двух ступеней. Лопатки первой ступени имеют передовую систему охлаждения, способную выдерживать высокие температуры горения, основанную на турбулизованном прохождении воздуха по внутреннему извилистому каналу лопатки с дальнейшим его вытеканием через отверстия на поверхности пера лопатки, переднюю и заднюю кромки. Лопатки имеют удлиненные хвостовики для того чтобы изолировать полотно рабочего колеса от потока горячих газов, а на 2-ой и 3-ей ступенях выполнен интегральный бандаж для устранения усталостных напряжений и для улучшения эффективности. Первая ступень имеет бандаж, состоящий из двух частей, что позволяет уменьшить концевые зазоры.

Конструкция одновального ротора с двумя подшипниками обеспечивает высокий крутящий момент, имеет внутреннее воздушное охлаждение всей секции турбины. Вал вращается против часовой стрелки, если смотреть со стороны выходного фланца турбины, а редуктор меняет вращение, являясь приводом ротора генератора. Для удобства замены на месте ротор турбины может быть изъят из корпуса как единый узел, рабочие лопатки могут заменяться комплектами или по отдельности без необходимости балансировки ротора на месте.

Номинальные характеристики газотурбинный установки 6F.03 (6FA) при ISO условиях

ПАРАМЕТР ЗНАЧЕНИЕ
Электрическая мощность на клеммах генератора  82 МВт
КПД на клеммах генератора 36%
Удельный расход тепла 9991 кДж/кВтч
Температура газов на выходе из газовой турбины 613 °C
Расход газов на выходе из газовой турбины 213.1 кг/с
Содержание NOx в выбросах 15 ppm
Содержание CO в выбросах 9 ppm


Типовой объем поставки газотурбинной установки 6F.03 (6FA)

Редуктор нагрузки
Модуль DLN 2.6
Отсек блочной системы управления электронным и электрическим оборудованием (Mark Vie)
Пусковой блок — статический преобразоватиель частоты (SFC)
Модуль систем подачи смазочного масла и газового топлива
Модуль системы воздушного распыления и системы впрыска воды
Выпускной шумоглушитель
Кожух ГТ
Звукоизолирующий кожух
Впуск воздуха
Вспомогательный трансформатор

Проекты

Поставка 8-ми ГТУ 6F.03 (6FA) для энергоснабжения Калининградской области

В декабре 2015 года подписаны соглашения с ООО «Калининградская Генерация» на поставку 8 (восемь) ГТУ 6FA для це...

Подробнее →

Поставка 2-х ГТУ 6F.03 (6FA) для энергоснабжения нефтяных месторождений ОАО «НК «Роснефть»

На ПМЭФ-2013 НК «Роснефть» и Русские Газовые Турбины подписали контракт на поставку 2-х высокоэффективных газотурбинных...

Подробнее →